Памятник первому волгоградскому трамваю
Есть в Волгограде среди многочисленных памятников, посвященных подвигу советских солдат в Сталинградской битве, и те, которые далеки от военной тематики. К числу таковых можно отнести памятник трамвайному вагону серии «Х». Памятник трамваю находится в городском саду Волгограда по улице Коммунистической. Он был установлен 19 апреля 2013 года, в день 100-летия запуска трамвайного движения в Царицыне – Сталинграде – Волгограде.
Основой для создания памятника послужил вагон МС-4, выпущенный в 1932 году. Доставленный из Санкт-Петербурга в Волгоград в 2010 году вагон был отправлен на завод по ремонту трамваев и троллейбусов. Коллективу волгоградского предприятия предстояло воссоздать вагон трамвая довоенного и послевоенного времени. Для этого специалистами были изучены архивные документы и фотографии.
Памятник волгоградскому трамваю – это своего рода реконструкция трамвая образца 1930-годов.
Трамвайное сообщение появилось еще в Царицыне. Первые пассажирские перевозки начались в уездном городе в конце мая 1913 года. Первая трамвайная линия проходила от станции «Тихорецкой» до площади Никольской (в настоящее время — площадь имени Ленина). Ее протяженность составляла около 10 километров. На маршруте было 22 остановки, среднее расстояние между которыми – 300 метров.
Царицынский трамвай проходил по улицам Краснослободской (им. Буханцева),Липецкой ( ул.Баррикадная ),Княгининской (ул.Рабоче-Крестьянская),Азовской ( ул.им.Калинина),через Астраханский мост по улице Астраханской( ул.Советская ),Успенской (ул. им.Ленина),Черниговской ( пр.им.Ленина),Варшавской (проспект им. Ленина),Новороссийской (ул. им.7-й Гвардейской).
Царицын стал одним из немногих городов России, где эксплуатировались вагоны отечественного производства- подмосковного Мытищинского машиностроительного завода.
Во время Сталинградской битвы трамвайное хозяйство было практически уничтожено. 28 января 1943 года, по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о начале его работы. В городе приступили к восстановлению разрушенного трамвайного хозяйства. В декабре 1943 по маршруту «Центр города — завод «Красный Октябрь» отправился первый восстановленный вагон.
В настоящее время трамвай стоит на специальной площадке . Памятник «историческому» трамваю входит в число пешеходных экскурсионных маршрутов города. Об истории развития трамвайного движения в городе жители и гости узнают из рассказов экскурсоводов ,на информационных стендах, установленных напротив вагона .Участники экскурсий " отправляются" в путешествие в Царицын, на 100 лет назад ....
Вернуться назад