DataLife Engine > Туризм в Волгоградской области / Новости Волгограда > История Волго-Донского судоходного канала в экспонатах музея

История Волго-Донского судоходного канала в экспонатах музея

Расположение Пятиморска Калачевского района Волгоградской области на Волго-Донском канале и привлекает туристов в этот небольшой, но уютный поселок, который и появился благодаря каналу. Пятиморск был основан как посёлок эксплуатационников Карповского гидроузла Волго-Донского канала. 

История мирового гидростроительства не знает равных примеров по масштабности и срокам создания Волго-Донского канала, по уникальности проекта судоходного канала и красоте архитектурного ансамбля Волго-Дон.За 3 года и 9 месяцев строители прорыли Волго-Донской судоходный  канал протяженностью 101 км и возвели  96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 однокамерных шлюзов,3 насосные станции,22 участка судоходного канала,3 плотины, создавшие три водохранилища,17дамб,2 аварийно- ремонтных заграждения…..

История  создания этого уникального сооружения «хранится» в Пятиморском музее истории Волго-Донского судоходного канала. Документы, собранные в музее, повествуют об истории создания судоходного канала, истории строительства, его эксплуатации, а также о людях, которые создали это уникальное  сооружение.

Здесь в музее оживает история,  каждый предмет имеет свою историю и значение.

В музее истории Волго-Донского  судоходного канала  в Пятиморске четыре зала. Зал воинской славы, зал истории родного края и два зала посвящены каналу. Экспонаты залов  рассказывают о его строительстве. 

Порядка миллиона человек  работали на возведении канала. При строительстве  извлекли 150 миллионов кубометров земли,  залили 3 миллиона кубометров бетона, смонтировали  14 тыс тонн металлоконструкций, использовали 8 тыс машин и механизмов. И у каждого сооружения, у каждого работника своя история.

В музее документы, личные вещи строителей «рассказывают» о великой стройке. На возведении канала работали разные люди: демобилизованные военнослужащие, вольнонаемные рабочие, военнопленные немцы, советские заключенные, среди которых были и политзаключенные. Заключённые  выполняли ту же работу , что и обычные строители, На стройке один день работы заключённого засчитывался за два-три дня отбывания наказания, что вело к досрочному освобождению. Из работавших на Цимлянском гидроузле досрочно были освобождены 26 тысяч человек.

Волго-Донской судоходный канал строила вся страна.2000 предприятий выполняли заказы для стройки. Каждые 8 минут на стройку приходил состав из 60 вагонов. Если собрать весь бетон и каменные блоки, использованные для сооружения  шлюзов и ложа канала и погрузить их в железнодорожные вагоны, то этот состав будет длиной от Москвы до Берлина.


Зал эксплуатации  музея. Прямо по центру установлен макет Волго-Донского канала На нем показано  как проходит русло канала .На Волго-Донском судоходном канале были созданы три водохранилища: Варваровское ( площадь зеркала 27кв.км), Береславское ( 15 кв.км), Карповское (42 кв.км).




Между первым и вторым шлюзом- историческое место. 31 мая 1952 года здесь встретились воды Волги и Дона. Шлюз N 2 расположен на третьем километре канала. Башни шлюза N 3 имеют три этажа. За ним начинается семикилометровый участок канала. Он приводит к «Чапурниковской лестнице». Здесь, на протяжении нескольких километров стоят шесть шлюзов. Шлюз N9 завершает собой волжский склон канала. Шлюз N10 открывает донской склон канала. Через несколько минут после шлюзования теплоход оказывается в Береславском водохранилище. В конце 117-го участка канала белеют башни шлюза N11.Спустившись к Дону еще на одну ступень, судно проходит под аркой автомобильного моста. На донском склоне виден шлюз N12. За этим шлюзом начинается Карповское водохранилище.

Это интересно : на зеркале Карповского водохранилища легко поместятся 6000 футбольных полей.

Насосные станции типа Карповской и Варваровской впервые осуществлены на Волго-Доне и не имеют аналогов за рубежом. За 4 секунды  один агрегат на каждой из насосных станций перекачивает вагон воды.

Шлюз N13- ворота  в канал со стороны Дона. Пятикилометровый канал, защищенный дамбами, ведет от шлюза 13 в Цимлянское море. 14-й и 15-й находятся уже  на территории Ростовской области.

Это интересно : за 60 лет  эксплуатации канала  грузопоток превысил 540 млн.тонн, миллиарды кубометров воды оросили засушливые земли юга страны.

Экспозиции краеведческого зала музея  рассказывают об  истории этого края. Когда-то в этих местах располагался казачий хутор. Здесь выставлены предметы быта, кухонная утварь, мебель, украшения, большая коллекция старообрядческих нательных крестов.


С важными событиями Великой Отечественной войны, ее героях  рассказывает Зал воинской славы .Интересные экспонаты сюда передавали ветераны, работники канала, простые жители Пятиморска. Немало  экспонатов этого зала были найдены в окрестных полях.В музее собраны уникальные материалы по истории Великой Отечественной войны на территории Калачевского района. Недалеко от Пятиморска во время войны соединились Юго-Западный и Сталинградский фронты, сомкнув кольцо окружения крупнейшей группировки противника численностью около 330 тысяч человек. После образования Цимлянского водохранилища историческое место соединения фронтов Сталинградской битвы было затоплено.Сейчас на этом месте раскинулось Карповское водохранилище.




Время неумолимо  идет вперед. Остаются позади события и  важные даты. Но у времени есть своя память-история. История о важных и значимых для страны  событиях, о людях, творивших эти события. Ее  хранят  музеи  для будущих поколений.






Вернуться назад