DataLife Engine > Подробности > Дефицит педагогических кадров — предметы и старение

Дефицит педагогических кадров — предметы и старение

Согласно статистике ЮНЕСКО, в мире требуется 69 миллионов учителей. Причем примерно одинаковый кадровый голод наблюдается и в странах с самыми высокими зарплатами учителей – Швейцарии, Люксембурге, Канаде, и в странах Африки. И по прогнозам Организации Объединённых Наций в ближайшие 5 лет еще на 3% увеличится количество вакансий учителей математики, и на 12% – учителей химии, физики, биологии и информатики.

В России, по данным Института образования НИУ ВШЭ, также наблюдается нарастающий дефицит педагогических кадров. За последние три года количество вакантных должностей заметно увеличилось и в столице, и в регионах. Чаще всего российские школы испытывают трудности с учителями математики (34%), иностранных языков (32%), русского языка и литературы (25%), начальных классов (24%), физики (18%). Причем официальная статистика и реальное количество необходимых педагогов сильно разнятся. Это происходит, в первую очередь, из-за того, что школы компенсируют нехватку кадров увеличением нагрузки на имеющихся педагогов. К примеру, по данным департамента образования Тюмени, школы полностью укомплектованы учителями, однако в городе открыто более 345 вакансий. Похожая ситуация и в Новосибирской, Иркутской, Ростовской области и Алтайском крае.

Еще одна проблема российских школ – это средний возраст учителей, который, как отмечает Министр просвещения Сергей Кравцов, составляет 45-47 лет. По факту же более четверти российских педагогов достигли пенсионного возраста. Ведь, согласно федеральному закону «О страховых пенсиях», на заслуженный отдых они могут уходить, имея за спиной 25 лет педагогического стажа. А вот учителей моложе 30 лет в нашей стране чуть более 15%, так как только половина выпускников педагогических ВУЗов идет работать по специальности. Причин этому много: начиная от невысоких зарплат, заканчивая сложностью профессии в психологическом плане.

Сможет ли когда-нибудь машина заменить человека в педагогике? Дистанционное обучение во время пандемии в который раз доказало значимость живого, полноценного общения в процессе обучения. Поэтому и в нашей стране, и в мире педагоги будут находиться еще не один десяток лет в списке наиболее востребованных профессий.




Вернуться назад