Как правильно составить ТУ?
Технические условия представляют собой нормативный документ, определяющий перечень требований к изделию, процессу его производства, хранения, транспортировки, реализации, а также утилизации. Являются составным элементом конструкторской документации для отраслей приборостроения и машиностроения. Могут разрабатываться на одно или несколько однотипных изделий.
Составление ТУ осуществляется с учетом положений межгосударственного стандарта ГОСТ 2.114-2016 (для оборудования и приборов), национального стандарта ГОСТ Р 51740-2016 (для пищевой продукции) и иных законодательных актов.
Данный документ оформляется в бумажном или электронном виде. Вместе с его разработкой в обязательном порядке заполняются каталожные листы.
Какие сведения включают ТУ?
Указанный документ состоит из следующих разделов:
- вводной части – включает наименование изделия, сферу и условия использования, обозначения;
- технических требований – определяют комплектность, основные свойства и параметры, требования к сырью и материалам, упаковке и маркировке;
- норм безопасности – устанавливаются в отношении пожаробезопасности, взрывобезопасности, электро - и радиационной безопасности;
- требований к обеспечению охраны окружающей обстановки – определяют пределы допустимого термического, химического, электромагнитного, радиационного, биологического и механического влияния на экологию;
- правил приемки – содержит особенности контроля изделий, перечень используемых методик тестирования, периодичность выполнения исследований, количество образцов, список параметров, по которым выполняется оценка;
- методов исследований – описывают список применяемых программ, режимов и методов выполнения измерений и анализа (их может быть несколько);
- условий эксплуатации, перевозки, хранения и утилизации – перечисляют особенности использования по назначению и применяемые меры предосторожности, порядок хранения и транспортировки с учетом основных характеристик;
- гарантий производителя – состоит из прав и обязанностей производителя.
При составлении технических условий рекомендуется использование русскоязычных терминов и понятий. Иностранное обозначение можно применять только в том случае, если отсутствует аналог на русском языке.
В каких случаях предусмотрена разработка техусловий?
Составление данной документации осуществляется в следующих ситуациях:
- если отсутствует государственный стандарт на определенный вид изделий;
- при необходимости уточнения или дополнения требований к определенной продукции.
Показатели качества и безопасности, которые закреплены ТУ, не должны противоречить положениям действующих стандартов (национальных или межгосударственных) и другим нормативным актам РФ.
Разработать технические условия необходимо перед началом запуска изготовления товаров. Утверждается документ руководителем организации, при необходимости может согласовываться с потребителем (заказчиком).
Порядок составления техусловий
Разработать ТУ предприниматель может самостоятельно, или воспользоваться услугами сторонних специалистов. Во втором случае потребуется выполнить ряд несложных действий
Заполнить форму заявки на портале
Подписать договор о сотрудничестве.
Предоставить пакет необходимых бумаг и сведений.
Согласовать проект технических условий и, при необходимости, корректировки к нему.
Получить готовый документ и утвердить его в установленном порядке (вместе с ним предоставляются каталожные листы на продукцию).
Для оформления указанной документации предпринимателю вместе с заявкой необходимо предоставить следующее:
- перечень выпускаемой продукции;
- детальное описание товаров с указанием их наименования, состава, свойств и характеристик, области применения;
- копии регистрационных документов, заверенные изготовителем;
- карточку компании, которая включает полное название, адрес, контакты для связи, реквизиты банка;
- иные документы – в случае необходимости.
Подлежат ли технические условия обязательной регистрации?
Нормами действующего законодательства не предусмотрена обязательная регистрация техусловий. Данная процедура проводится исключительно в добровольном порядке, по ее результатам документации присваивается регистрационный номер, сведения о ней вносятся в единый реестр.
Чтобы зарегистрировать техусловия в уполномоченном органе понадобится около 10 дней. В отдельных случаях пройти процедуру регистрации возможно в срочном порядке.
Зарегистрированные технические условия являются объектом интеллектуальной собственности, права на который обеспечиваются согласно закону. Если предприниматель зарегистрировал ТУ, он получает возможность распорядиться ими по своему усмотрению – продать, передать безвозмездно третьим лицам в пользование, уступить права.
При этом без согласия собственника документации, никто не сможет ею воспользоваться. А если это произойдет, то держатель документа может рассчитывать на восстановление своих законных интересов в суде.
Особенности внесения изменений и дополнений в ТУ
Изменения и дополнения в указанную документацию могут выполняться следующим путем:
- замены отдельных листов;
- зачеркивания;
- введения новых листов с дополнениями;
- исключения отдельных элементов – приложений, таблиц.
Если изменений слишком много, то целесообразно оформить новые ТУ.
Дополнительные вопросы, касающиеся оформления технической документации, можно задать специалистам портала на бесплатной консультации.
Вернуться назад