О балансировке автомобильных колес
Автомобильное колесо в идеальном варианте представляет собой, с точки зрения геометрии, окружность, имеющую ось симметрии, она же ось вращения, центр тяжести, расположенный на этой оси, и множество точек, расположенных на окружности и равноудаленных от центра тяжести. Определение несколько тяжеловато, но оно характеризует условия, при которых этот элемент автомобиля выполняет точно и четко свои функции. При их нарушении возникает эффект дисбаланса, то есть отклонения центра тяжести от идеального положения.
Есть ряд причин, приводящих к нему: сезонная смена резины, разбортовка при замене или ремонте покрышек, неточность при изготовлении автодисков, которая может проявляться после возникновения больших ударных нагрузок, воздействие нагрузки при попадании колеса в яму, неоднородность материала, могущая возникнуть при некачественном ремонте покрышек или обода.
Разбалансированность проявляет себя биениями в ходовой части и вибрациями рулевой колонки или задней части автомобиля. Кроме того, что такое явление уменьшает комфорт при вождении машины, оно может привести к повреждению покрышек, к разрушению подвески и, в конечном итоге, к возникновению аварийной ситуации.
Виды дисбаланса
- Продольный или динамический. При нем возникает эффект «качающегося» из стороны в сторону автоколеса. Он чаще всего может проявляться на широких шинах, имеющих большую массу и инерционность, в момент поворота автомобиля и ощущается как вибрация рулевой колонки.
- Статический или вертикальный. Возникает эффект «прыгающего» колеса, что свидетельствует о неравномерно распределенной массе движителя.
- Комбинированный. Его название говорит само за себя. Проверку на его появление рекомендуется проводить после сезонной смены покрышек, ремонта шины или диска, попадания колеса в ямы, рытвины, наезда на бордюр или после каждых 15000 км пробега. В случае агрессивной манеры езды лучше делать такую проверку еще чаще.
Балансировка колеc
Балансировка - процесс, решающий проблемы деформаций геометрии или смещения центра масс. Итогом является равномерное распределение массы колеса относительно его оси. Компенсация изменения удаленности точек от центра проводится путем присоединения специальных грузиков в местах, определяемых на балансировочном стенде. Те времена, когда автолюбители выявляли биения путем прокрутки колесного диска и визуального наблюдения за процессом, давно прошли. Сегодня дисбаланс любой сложности и величины, нахождение места изменения геометрии специалисты определяют на высокоточных 3D балансировочных стендах.Надо сказать, что простая на первый взгляд процедура устранения дисбаланса, на самом деле является сложным техническим процессом. Хотя, например
Этапы процесса балансировки
На первом этапе необходимо очистить шину от грязи, мелких камушков, которые могли остаться в рисунке протектора, снять с диска старые балансировочные грузики, очистить от любых мелочей. Колесо балансируется в исходном рабочем «первозданном» состоянии, предварительно накаченное до рабочего давления. На следующем этапе его устанавливают на стенд, в ходе испытания на котором выявляют проблемные точки. В зависимости от выявленного типа дисбаланса на диск устанавливаются компенсационные грузики.
В случае динамического дисбаланса грузики устанавливаются на внешнюю и внутреннюю сторону обода, при статическом на одну из сторон в зависимости от нахождения проблемной точки. Способы установки компенсационных грузов зависят от типа диска. Например на литые устанавливаются самоклеющиеся грузики, на стальные - при помощи специальных скобок.
На третьем этапе колесо снимают со стенда, затем заново устанавливают и проводят контрольную проверку с учетом определенных допусков, обусловленных отсутствием идеальной установки на ось балансировочного стенда. Финишные балансировочные работы проводятся при установке всего комплекта резины на автомобиль, поднятый для этого на подъемнике. На каждый движитель устанавливаются датчики, фиксирующие возможные биения и вибрации. Такая процедура позволяет провести итоговую проверку и определить оптимальное место каждого автоколеса на соответствующей передней или задней оси справа или слева.
Экономить на балансировке , отказываться от возможно более дорогой 3D лазерной вряд ли стоит, ведь при этом на кон ставится безопасность движения или, в общем случае, сохранность ходовой части, ремонт которой обойдется гораздо дороже.
Подробнее о ценах на балансировку и других практических нюансах на сайте
Вернуться назад