DataLife Engine > Культура и досуг / Новости Волгограда > Русский фарфор эпохи романтизма представлен в музее имени Машкова в Волгограде

Русский фарфор эпохи романтизма представлен в музее имени Машкова в Волгограде

23 предмета  экспозиции музея знакомят посетителей выставки   с интересной страницей развития русского декоративно-прикладного искусства.

Фарфор до начала XVIII века был для европейцев загадочным и дорогим «китайским секретом».  Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны, стал первым фарфоровым предприятием в России. Здесь в 1747-1748 гг. талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». 

Расцвет фарфорового производства ХIХ века пришелся на время, когда классицизм сменялся романтизмом. Романтизм привнес в мастерские художников интерес к живым чувствам, переживаниям, правде жизни.

В стиле ампир выполнен  самый значительный сервиз этого времени, известный под именем «Русский» или «Гурьевский». Парадный сервиз на 50 персон (общее количество предметов - 4500) предназначался для резиденции русского императора в Зимнем дворце. Общая цветовая гамма ансамбля (красно-коричневый тон и золото) – парадная. Сервиз украшают пейзажи Москвы и Петербурга, Петергофа и Гатчины, исполненные по картинам и гравюрам С.Щедрина, Ф.Алексеева, А.Ухтомского, С.Галактионова, а также жанровые сцены из жизни разных сословий Российской Империи.

Отечественная война 1812 года дала толчок к рождению серии «военных» тарелок,  выпускавшихся Императорским фарфоровым заводом на протяжении всего XIX века. Над созданием ее в разное время работали такие известные художники Императорского фарфорового завода Н.Фролов, Ф. Даладугин, В.Мещеряков, Ф. Мидин, Е.Щитинин, Ф. Артемьев, В.Столетов. Декоративные тарелки с изображением военных мундиров высоко ценились при русском дворе и служили, главным образом, для украшения парадных дворцовых залов.

Тарелка Императорского фарфорового завода входила в банкетный сервиз, основной состав которого исполнен в середине XIX века. Сервиз предназначался для Большого Петергофского дворца и часто назывался также «Петергофским». Образцом для него стал севрский сервиз «Капустные листья» (1790), получивший свое название благодаря рельефному орнаменту, напоминающему по форме капустный лист. 

Завод Ф.Я.Гарднера- первая в России частная фабрика по производству фарфора. Она начала свою деятельность в 1766 году на подмосковных белых глинах под руководством Франца Яковлевича Гарднера (1714-1790). С 1855 года Гарднер получил почётное право ставить на изделиях своей фабрики изображение государственного двуглавого орла. В Российской Империи это был эквивалент знака качества.По инициативе графа Гурьева в 1806 году был принят закон, запрещающий ввоз иностранного фарфора и фаянса. Это способствовало росту других фарфоровых и фаянсовых производств на территории Российской Империи.

Завод Алексея Гавриловича Попова (1770?-1850) занимает одно из ведущих мест среди частных фарфоровых предприятий России первой половины XIX века. По художественному уровню, качеству фарфорового черепка, белизне массы продукция этого завода стоит в одном ряду со знаменитым фарфором Гарднера, и Императорского фарфорового завода.  На заводе Попова вырабатывался только фарфор высокого качества. Изделиям, выходившим с завода А. Попова, присущи декоративность, тонкое чувство колорита, любовь к ярким, сильным, чистым краскам, к крупному декоративному пятну, к смелому, выразительному рисунку. Мастера завода одними из первых стали использовать технику деколи, где изображение переносилось на фарфор с бумажной основы.

Фарфоровый завод братьев Новых  был основан 1816-1824 годах. Завод расположен неподалёку от Гжели и был одним из крупнейших, выпускавших фарфор и фаянс.  Для продукции фабрики характерна простота форм и линий, свойственная стилю ампир, но при этом активная яркая роспись. Фаянс декорировался своеобразными рельефными рисунками, позолотой. Фабрику Храпунова-Нового прославила именно роспись чайной посуды, сделанная местными живописцами.

Фарфор служил способом распространения  новых вкусов, мод и художественных идей. Не случайно большой любовью пользовались уменьшенные копии известных живописных работ, подобные нашей реплике картины Б.Э.Мурильо «Мальчики, поедающие виноград и дыню». В свою очередь, фарфрор может немало рассказать современному зрителю о духе своей эпохи.




Вернуться назад