DataLife Engine > Подробности > Как правильно составить ТУ?

Как правильно составить ТУ?

Технические условия представляют собой нормативный документ, определяющий перечень требований к изделию, процессу его производства, хранения, транспортировки, реализации, а также утилизации. Являются составным элементом конструкторской документации для отраслей приборостроения и машиностроения. Могут разрабатываться на одно или несколько однотипных изделий.

Составление ТУ осуществляется с учетом положений межгосударственного стандарта ГОСТ 2.114-2016 (для оборудования и приборов), национального стандарта ГОСТ Р 51740-2016 (для пищевой продукции) и иных законодательных актов.

Данный документ оформляется в бумажном или электронном виде. Вместе с его разработкой в обязательном порядке заполняются каталожные листы.

Какие сведения включают ТУ?


Указанный документ состоит из следующих разделов:

  • вводной части – включает наименование изделия, сферу и условия использования, обозначения;
  • технических требований – определяют комплектность, основные свойства и параметры, требования к сырью и материалам, упаковке и маркировке;
  • норм безопасности – устанавливаются в отношении пожаробезопасности, взрывобезопасности, электро - и радиационной безопасности;
  • требований к обеспечению охраны окружающей обстановки – определяют пределы допустимого термического, химического, электромагнитного, радиационного, биологического и механического влияния на экологию;
  • правил приемки – содержит особенности контроля изделий, перечень используемых методик тестирования, периодичность выполнения исследований, количество образцов, список параметров, по которым выполняется оценка;
  • методов исследований – описывают список применяемых программ, режимов и методов выполнения измерений и анализа (их может быть несколько);
  • условий эксплуатации, перевозки, хранения и утилизации – перечисляют особенности использования по назначению и применяемые меры предосторожности, порядок хранения и транспортировки с учетом основных характеристик;
  • гарантий производителя – состоит из прав и обязанностей производителя.


При составлении технических условий рекомендуется использование русскоязычных терминов и понятий. Иностранное обозначение можно применять только в том случае, если отсутствует аналог на русском языке.

В каких случаях предусмотрена разработка техусловий?


Составление данной документации осуществляется в следующих ситуациях:

  • если отсутствует государственный стандарт на определенный вид изделий;
  • при необходимости уточнения или дополнения требований к определенной продукции.


Показатели качества и безопасности, которые закреплены ТУ, не должны противоречить положениям действующих стандартов (национальных или межгосударственных) и другим нормативным актам РФ.

Разработать технические условия необходимо перед началом запуска изготовления товаров. Утверждается документ руководителем организации, при необходимости может согласовываться с потребителем (заказчиком).

Порядок составления техусловий


Разработать ТУ предприниматель может самостоятельно, или воспользоваться услугами сторонних специалистов. Во втором случае потребуется выполнить ряд несложных действий

Заполнить форму заявки на портале

https://trts.info - эксперты компании уточнят нюансы оформления на онлайн консультации или по телефону.

Подписать договор о сотрудничестве.

Предоставить пакет необходимых бумаг и сведений.

Согласовать проект технических условий и, при необходимости, корректировки к нему.

Получить готовый документ и утвердить его в установленном порядке (вместе с ним предоставляются каталожные листы на продукцию).


Для оформления указанной документации предпринимателю вместе с заявкой необходимо предоставить следующее:

  • перечень выпускаемой продукции;
  • детальное описание товаров с указанием их наименования, состава, свойств и характеристик, области применения;
  • копии регистрационных документов, заверенные изготовителем;
  • карточку компании, которая включает полное название, адрес, контакты для связи, реквизиты банка;
  • иные документы – в случае необходимости.

Подлежат ли технические условия обязательной регистрации?


Нормами действующего законодательства не предусмотрена обязательная регистрация техусловий. Данная процедура проводится исключительно в добровольном порядке, по ее результатам документации присваивается регистрационный номер, сведения о ней вносятся в единый реестр.

Чтобы зарегистрировать техусловия в уполномоченном органе понадобится около 10 дней. В отдельных случаях пройти процедуру регистрации возможно в срочном порядке.

Зарегистрированные технические условия являются объектом интеллектуальной собственности, права на который обеспечиваются согласно закону. Если предприниматель зарегистрировал ТУ, он получает возможность распорядиться ими по своему усмотрению – продать, передать безвозмездно третьим лицам в пользование, уступить права.

При этом без согласия собственника документации, никто не сможет ею воспользоваться. А если это произойдет, то держатель документа может рассчитывать на восстановление своих законных интересов в суде.

Особенности внесения изменений и дополнений в ТУ


Изменения и дополнения в указанную документацию могут выполняться следующим путем:

  • замены отдельных листов;
  • зачеркивания;
  • введения новых листов с дополнениями;
  • исключения отдельных элементов – приложений, таблиц.

Если изменений слишком много, то целесообразно оформить новые ТУ.

Дополнительные вопросы, касающиеся оформления технической документации, можно задать специалистам портала на бесплатной консультации.




Вернуться назад